10.02.2009

Чип и Дейл спешат на помощь

Анонсированный "Слон" Бершидского - это интересно, но не скоро.

Так что лучше опубликую полезное прямо сейчас.

В печать еще не вышло (даже не сверстано пока), но ведь нам поступают заявки от страдающих айсикьюзеров.


Картинки нам опять нарисовал chesterone


Ржавеющие контакты

Почему количество пользователей ICQ в России будет уменьшаться

В один из январских дней русскоязычная блогосфера вскипела. «Идиоты!», «сволочи!», «мудаки!» - летело с десятков тысяч клавиатур. Народный гнев обрушился на американскую компанию AOL, отключившую от своего интернет-пейджера ICQ миллионы россиян. Редакция «Смены», также попавшая под отключение, поспешила выяснить, как вновь сделать красные цветки контакт-листа зелеными.

Рекламная пауза
- А ведь это Ася! - воскликнул Гагин, - экая сумасшедшая!
И.C. Тургенев «Ася»


Без привычной «аськи» остались не только в России: возгласы а-ля «Це ж в AOL-ICQ підараси сидять!» раздавались на языках разных стран СНГ. При этом некоторые пользователи успешно подключались и с недоумением рассматривали омертвевший список контактов. «Железный занавес» упал между пользователями «официальных» программ-клиентов AOL (ICQlite и ICQ 6.5) и всеми остальными. Юзеры многочисленных «аськлонов» - QIP, Miranda IM и прочих - при попытке выхода в сеть получали уведомление о «неподдержке» их программ и рекомендацию «скачать фирменное ПО».

Репутация этого «фирменного» в Рунете плачевна: ранние версии не любили из-за частых сбоев, поздние – еще и из-за рекламы в интерфейсе. «Поставил 6.5 – ощущение, что говорю не с людьми, а с рекламным баннером» - в свете последних событий многие-таки попробовали официальный клиент, но не все смогли его вынести. Слишком сильна «привычка к хорошему» - разработанные вне AOL «аськлоны» не раздражают рекламой, более функциональны, и просто симпатичнее на вид.

Помощь пострадавшим, впрочем, не заставила ждать себя долго. Сначала создатель QIP Ильгам Зюлькорнеев вычислил механизм отключения, затем Виталий Игонин из Miranda IM Russian Team раскрыл (tinyurl.com/d4u3jv) интернет-общественности подробности манипуляций AOL; вслед за объяснениями появились и обновленные версии русских пейджеров. Hivemind* российских программистов отбил выпад владельцев ICQ и восстановил статус-кво буквально за сутки. Но следующее отключение не заставило себя ждать.

Партизанская война

Готовьтесь: теперь «перебои с аськой» станут регулярными. Протокол OSCAR, который обеспечивает работу ICQ и ее клонов, принадлежит и контролируется AOL. С помощью изменений в протоколе легко «отключить» неродные клиент-программы, которые не показывают рекламу и, следовательно не приносят AOL денег. Однако, эти изменения можно обнаружить – и вот уже разработчики вывешивают новые версии клиентов. Для тех, кто не хочет общаться с рекламным баннером.
Через неделю-две – новые изменения, еще через день – очередные обновления.

Это все очень увлекательно. С одной стороны – приступ жадности акционеров корпорации (инспирированный, видимо, финансовым кризисом), с другой – принципиальность разработчиков, многие из которых вообще не получают от своих программ прибыли. Кто кого? С одной стороны – иностранные «контролеры», с другой – соотечественники-программисты и мы сами. Да-да, если через прокси-сервер «прикинуться» американским или европейским пользователем, то проблем с ICQ не будет.

А вот Рунет – «под колпаком». Ведь здесь самое большое количество пользователей ICQ (около 15-20 миллионов ежедневно). И большая их часть использует Miranda IM, QIP, Trillian, &RQ, Kopete – что угодно, но не «фирменное ПО». Виноваты в этом только сами работники AOL, работающие по редкой для современного Интернета самоубийственной схеме «доим стадо хомячков». Они так и не создали «родного» клиента ни для мобильных телефонов, ни для ОС Linux, последний официальный клиент для платформы Macintosh датирован 2002 годом – а интернетчиков-геронтофилов все же очень мало. Итого: один поворот заокеанского рубильника – и все линуксоиды, макинтошники и «мобильные» юзеры лишаются «аськи», на которую у многих неосторожно «завязаны» не только личные, но и рабочие переговоры. Заявляемая AOL причина – «сторонние программы опасны», но никаких предупреждений (рубильник неоднократно поворачивался и в 2008 году) или иных попыток смягчить ущерб для пользователей - нет. Зачем заботиться о хомячках, которые не желают доиться?
- Неужели AOL сама вредит своему же сервису? – спросил я у одного из разработчиков Miranda IM Виталия Игонина.
- На мой взгляд - да. Четверо из моего контакт-листа теперь поставили AOL ICQ, зато сорок – просто ушли из ICQ в сервис Jabber. Думаю, отток людей продолжится и в дальнейшем.

Куда бежать

«Они дерутся, а у нас контакт-листы трещат»: для рядовых юзеров война программистов – дело десятое, главное – «чтобы аська работала». От «кто виноват?» переходим к «что делать?»

Для нетребовательных PC-юзеров, - поставить ICQ 6.5 или ICQLite, смирившись с рекламой. Насколько программы AOL надежны – сказать не могу, так как очень давно их не использую.

Есть и приниципиально иной способ общаться – вообще без использования клиент-программ, открывая свой контакт-лист ICQ прямо в браузере. Сайты meebo.com или koolim.com особенно радуют работников офисов, где «аська» заблокирована админами. Минусы:
- для иностранных веб-версий характерны проблемы с русской кодировкой (сообщения от части пользователей будут доставляться нечитаемыми кракозябрами);
- поведение веб-версий в условиях атак AOLа непредсказуемо. К примеру, в день написания этого материала Meebo успешно отправлял сообщения, но не принимал ответных.

Самое радикальное и, говоря откровенно, самое правильное решение – просто уйти из ICQ. В мире есть десятки более удобных мессенджеров со своими протоколами – например, в Польше около пяти миллионов человек используют пейджер Gadu-Gadu, по всему миру свои мессенджеры активно продвигают Microsoft и Yahoo!. Но в России единственная серьезная альтернатива протоколу Oscar от AOL – это протокол Jabber. Принципиально иная, децентрализованная технология - никому не принадлежит, открыта для совершенствования энтузиастами и потому дает куда больше возможностей.

Знать, что такое «протокол», необязательно – просто устанавливаете вместо привычной «аськи» jabber-клиент (Bombus - для телефона или Trillian, Adium, Psi, JAJC, Я.Онлайн, GoogleTalk – для компьютера). И регистрируете вместо аськономера jabber-имя на сайте jabber.ru или jabber.org, (кстати, jabber-именами являются и имя@livejournal.com, и имя@gmail.com, получаемые соответственно, пользователями Livejournal и Google). Поставив клиент и получив имя, вы можете приступить к оценке преимуществ Jabber’а перед ICQ.

Виталий Игонин:
- Для jabber-пользователей важны, например, конференции (групповые чаты), поддержка которых в icq для многих оставляет желать лучшего, и система публичной подписки, позволяющая в удобном виде передавать информацию о текущем настроении, занятости, местоположении, прослушиваемой музыке. C Jabber более эффективна борьба со спамом – его можно отфильтровывать еще на уровне сервера. Впридачу «джаббер» на порядок безопаснее - благодаря особым механизмам шифрования «прослушивать» чужие разговоры в нем гораздо сложнее. Открытость протокола дает разработчикам полную свободу действий. Можно самостоятельно написать удобный мне jabber-клиент, он не будет показывать рекламу и никто никогда не запретит его использовать. Я могу даже построить новый протокол на базе Jabber`a (как это сейчас пытаются делать создатели GoogleTalk, Я.Онлайн, QIP) – и общаться по нему с пользователями обычных jabber-клиентов без проблем совместимости.

Помимо спама, Jabber избавляет нас от других известных асечных проблем - кражи аккаунтов, пропажи сообщений, назойливого «ваше сообщение слишком длинное!». Поэтому самые продвинутые пользователи уже давно обзавелись «жаба-именами», и теперь пополняют контакт-листы, ведя агитацию среди «непродвинутых». Те, кто за «аську» держится, обычно «просто не хотят терять контакты» - хотя от потери связей с друзьями есть как минимум два рецепта.

Первый, более сложный, описан по адресу www.tiaurus.ru/1236, он использует такую опцию Jabber, как возможность проложить мостики («транспорты») в другие сети, в том числе – и сеть ICQ. Воспользовавшись им, я перетащил все «аськонтакты» не только в jabber-клиент, но и в чат почты Gmail. Чтобы превратить почту в почтопейджер, пришлось повозиться – тем обиднее было через неделю обнаружить, что выбранный транспорт перестал работать –то ли из-за AOLа, то ли по другим причинам.

Второй способ – мультипротокольные клиенты, поддерживающие одновременно и ICQ, и Jabber, и Агент@mail.ru, и GoogleTalk и вообще все, что разработчики захотят добавить. Все ваши контакты уживаются в одном контакт-листе, и рубильник AOL будет отключать лишь часть из них – тех, кто еще «не дозрел» до Jabber или мультипротокола.

Самые популярные «мультики» - QIP Infium, Miranda IM, Kopete, Pidgin, Trillian; если вам, как и мне, требуется клиент, работающий одновременно под Windows, Linux и Mac – рекомендую MDC, новейшую отечественную разработку, симпатичную, хоть пока и «сыроватую». Кстати, у нее уже есть веб-версия (www.web.mdc.ru, также мультипротокольная), в которой точно можно не опасаться проблем с русской кодировкой.



Пейджер завтрашнего дня

Несмотря на все слабости технологии ICQ, скорая смерть ей не грозит – слишком многие пользователи не готовы осваивать разнообразные альтернативы.

- Я не верю во внезапный уход большинства пользователей «аськи» в другие сети – говорит автор QIP Ильгам Зюлькорнеев. Для этого нужен сговор, надо чтобы все разработчики альтернативных клиентов перестали поддерживать «аську», что, сами понимаете, маловероятно. Тут, как и в природе, поможет эволюция: если большинство пересядет на Jabber, то и остальные подтянутся. Jabber точно будет становится все популярнее – хотя бы потому, что мы, команда QIP, его усиленно продвигаем. Многие пересаживаются неохотно, но тех, кто попробовал групповые чаты «джаббера» – уже ни за что не cгонишь обратно в «аську».

Вслед за передачей файлов в интернет-пейджерах появляется аудио- и видеосвязь, уже добавлена – например, в яндексовском Я.Онлайн, - интеграция с почтой и блогами. Что добавится завтра – не угадать.

Ясно одно: выживут те технологии общения, которые больше понравятся нам, пользователям. Об этом свидетельствует победоносное шествие QIP (в рекламу которого не вложили ни рубля), и на это же указывает позорное поражение огромной корпорации AOL в абсурдной борьбе со своей аудиторией. Время навязываемых «сверху» решений в Сети давно кончилось. И интернет-компании, живущие этим вчерашним днем, рискуют присоединиться к обществу австралопитеков и археоптериксов в энциклопедическом разделе «тупиковые ветви эволюции».

* Дословно «разум улья» - «коллективное сознание» людей, совместно участвующих в «мозговом штурме»
--
Да, на самом деле большое спасибо Ильгаму Зюлькорнееву и Виталию Игонину - и за их клиенты, и за появление этой статьи. Если б у всех героев моих материалов была такая скорость реакции при ответах... эххх

Постоянные читатели

Архив блога